>

Часть вторая - Записки старого нивовода

Title
Title
Перейти к контенту

Часть вторая

Туристическое > Урал
День третий.
Получился насыщенным и познавательным.
Сначала - шиханы. Давно я хотел на них посмотреть. И вот добрался.
Шихан - одиночная гора, сопка. К западу от Урала до Поволжья - это обычно остатки рифов древних морей. На Урале шиханами называют скалистые горные вершины...
У Стерлитамака было четыре шихана. Теперь только три. Один, Шахтау, срыли и переработали с 50-х годов прошлого века. Сейчас, похоже, роют уже вглубь...
Первый, самый высокий шихан Торатау (Тратау, на генштабовках - просто Шихан), южный. С него и начал. На подъезде обнаружил карстовые провалы. Они и на склоне шихана тоже есть.




Тут же гипс. Вот светлые выходы на склоне - это гипс... Страшненький. Но пару кусочков прихватил. У меня уже небольшая коллекция гипса из разных мест образовывается.



Вот гипс поближе...



А это шихан, пока издали. На подоле тоже видны карстовые воронки...



Подъехал поближе и немножко прогулялся...



Лесок справа дубовый... В туманной дали виднеется Стерлитамак.



У клопиков - весна...



Спускаюсь вниз...



И перебираюсь на другую сторону...



И опять поднимаюсь, в надежде найти какую-нибудь дохлость...









На горизонте - Стерлитамак, в правом углу внизу моя машина...



Я скромненько полазил...



А народ покоряет вершину... Метров 250 вверх...



Последний взгляд на Торатау...



И, пока мимо остатков Шахтау и шихана Куштау, еду к Юрактау.
Юрактау издалека...



Поближе...



Подъезжаю... Запретов много, но подъезд открыт. И народ отдыхает в палатках, лезет на вершину, заниматся альпинизмом.



Огибаю шихан...





Вдали народ по веревочкам лезет на гору...



Пока гулял - встретился с ужиком...







Ужик уполз, а я камушки в россыпи перебирал и фоткал...
Дохлости и окаменелости... Живыми они были миллионов 280 лет назад, как пишут...



















Слева народ в палатках стоит...



А я поехал дальше... Несколько кадров Юрактау с другой стороны...











Ещё дальше отъехал... Юрактау, по моему, самый красивый шихан.



А это Куштау. Самый большой (но средний по высоте). Там горнолыжные спуски. Проехал мимо, только сфоткал издалека...



И попытался посмотреть на остатки Шахтау. Далеко не забрался, но несколько фоток сделал...









И поехал я в горы... По пути разглядывал подвесную дорогу по перевозке отстатков Шахтау на склады добывающей компании...













А вот и горы Уральские показались...



Макарово, последняя деревня на равнине...



Оптоволокно?



Первая горушка...






Мне до Белорецка 163 километра...



Местами ровно...



Местами коровы в лесу пасутся...



Движение активное... Как потом выяснится, несмотря на дорогу, люди ездят сюда на пикники... дорога идёт какое-то время вдоль реки, недалеко пещера и водопад. Места популярные. Популярность заканчивается водопадом. Дальше были только редкие машины...
Пока едем по популярным местам...









Пещера. Якобы Салавата Юлаева, на самом деле тут фильм "Салават Юлаев" снимали...



Народ гуляет...



Я еду дальше...



Вот ещё пикничок попался...



На дороге едва не пробка...



Камушки нависают...



Дорога пошла в гору покруче, речка забурлила... Скоро водопад... По пути к нему снял с бруствера "матрёшку" (десятку вазовскую)... Обруливал ямки и повис на пузе. Всё как всегда... остановился... Спросил про трос, показали, полез за своим и шаклами, зацепили, вытащил, расцепили, поехал дальше. К счастью, трос за всю поездку больше не понадобился...



Водопад и народ...







Посмотрел я на это безобразие



и поехал дальше...



После водопада вспомнил про видеокамеру и снял пару роликов. Одной рукой снимал, одной рулил, одной щетки включал-выключал... первый ролик получился без музыкального сопровождения, второй был с музычкой официально купленной из бубнитолы, но ютюб заблокировал, пришлось наложить, что предложил ютюб... В видео я совсем слаб, учился и клепал буквально ночером... Так и осталось их всего два на камере... потом будет ещё несколько, но они уже с фотика...
Смотрите... дорога Р-316 Стерлитамак - Белорецк... Неплохая, кстати... Видел и хуже, но сильно короче...
Это, кстати, объясняет отчасти, почему я не люблю вопросы про качество дорог в разных форумах...
После этой дороги все, про которые спрашивали, автобанами можно считать...
Ролик второй...
То забираемся вверх...



То спускаемся...



То петляем...



Случайно обратил внимание на интересный оптический обман... Вот фоточка. Дорога идёт вниз, а потом - подъём...



А вот видео с фотика... Куда течёт вода?

Дальше - выше...
После семисот метров появился снег...





Первый хребтик...



Их в итоге оказалось четыре: 738, 695, 725 и 765...



А вот первая деревня в горах...





Детские забавы...





Газ есть...





Дорога Р-316...











Недалеко ещё одна деревня...



Вот, собственно...



Мост, а за ним дорога поровнее стала... Подозреваю, что по реке граница районов проходит...



А и правда... Белорецкий район... Страна удельных княжеств...



Автобан...



Ещё одно село...



Мечеть...





Почти максимум. 765 не сфоткал, но видел...



Где-то тут 765...



Верхний Авзян. Рассматривайте фотографии, а я между ними буду подбрасывать немножко текста...



Нынешняя дорога Р-316 была раньше заводской дорогой. По ней шли и ехали люди на уральские заводы, которых в восемнадцатом веке появилось множество... Если возьмёте карту Урала и попробуете рассмотреть, то обратите внимание на города, городки и сёла... Во многих есть большие пруды (Даже не так! Где есть пруды большие на реках - та "населёнка" появилась в 18 веке...). Вот каждый такой пруд - завод. Порой не один. В том же Верхнем Авзяне было два: чугуноплавильный и железоделательный. Строительство началось в 1754 году. Пустили в 1755 году. Годом позже появился нижнеавзянский железоделательный. Принадлежали поначалу Петру Шувалову, потом перешли его приказчику и строителю, а потом их купил один из Демидовых (по моему, уже правнук Никиты - основателя династии)



Строили и работали крепостные и приписные крестьяне. Руду добывали здесь же в трёх окрестных рудниках. Пилили лес и жгли его на уголь на арендованных у башкир окрестных землях...
Плотина, большая церковь - место зажиточное было. Заводы, пишут, работали до конца века девятнадцатого.





Место в ложбине - как раз плотину ставить, завод строить...



Вот так едешь, смотришь по сторонам и только стоит копнуть чуть-чуть и история интересная открывается...
Все три завода (два верхних и нижний) работали вместе... Продукцию вывозили по реке Белой. Хозяев заводы меняли часто.
Во время пугачёвского бунта заводы поддержали Пугачева, после ухода пугачёвцев в 1774 году башкиры сожгли и заводы, и посёлки. Восстановили всё только через два года...
Ехал по посёлку и смотрел по сторонам... Случайно моё внимание привлекла черная полоска на склоне горы...



Зум на фотике хороший. Разглядел...





И поехал дальше...











А потом пошёл асфальт, увеличилась скорость передвижения и улетучилось философское настроение...



Промышляют тут, похоже, как много где сейчас, лесом...



Река Белая, вдоль которой я так и ехал до Белорецка...







Доехал, заселился в гостиницу, поужинал в местной кафешке... И полностью вернулся в расписание поездки...
Немножко информации для любителей статистики и аналитиков.
Трек третьего дня на карте.


Время. Примерно половину я потратил на шиханы. Вторая половина ушла на преодоление Уральских гор.



А это изменение высоты по мере преодоления 280 километров...



Напоследок - скорость... как видно - ехал я совсем не спеша... некоторые "выдающиеся" выбросы вверх списываю на глюки прибора и софтины...



За погодой тоже по фоткам следить не забываем...

Title
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.
© Dovovin.ru 2010-2017
Назад к содержимому
Рейтинг@Mail.ru